Получайте кешбэк 8% на личный счет с каждой покупки!

История китайского фарфора

Еще во времена каменного века человек постиг тайны гончарного ремесла. В Древнем Китае, изобретение этого, как и многих других ремесел и искусства, приписывают Шэнь Нуну (Божествен­ному земледельцу) и Хуан Ди (Желтому императору). Археологам удалось установить, что в среднем течении реки Хуанхе искусство тао-ци, 陶器, керамики поднялось на высокий уровень уже в VIII тысячелетие до н.э.

В то время из рук гончаров выходили чаши-бо (缽), миски-пэнь (盆), чаши-вань (碗), стаканы-бэй (杯), блюда-пань (盤), бокалы-доу на высокой ножке (豆), котлы-фу ( 釜)  и треножники-дин (鼎), горшки-гуань (罐) и кувшины-ху (壺).  Они с успехом использовались не только в быту, но и для ритуалов.

Для начала работы следовало очистить сырье, из глины требовалось удалить сор и минеральные примеси. Для этого глину смешивали с водой, перемешивали. Тяжелый материал опускался на дно сосуда или ямы, легкие взвеси всплывали наверх и удалялись. Чем тщательнее очищена глина, тем выше будет качество новой чаши. Глина при сушке может дать усадку и микротрещины, чтобы избежать это в материал добавляли кварцевый песок, тертые раковины устриц-жемчужниц, таль или особый сорт глины, шамот.

До изобретения гончарного круга посуда создавалась вручную, в технологии ленточной керамики. Ленты из глины сворачивались по форме будущего изделия, наращиваясь друг на друга. Гончарный круг появился В конце IV – начале III тыс. до н.э, почти на тысячу лет раньше, чем на берегах Средиземного моря, но и тогда сложные по форме изделия создавали без его применения, вручную.

Поле сушки изделия полировали при помощи гребней из бамбука, костяных, деревянных или керамических лощил. Полировка заканчивалась тогда, когда стенки начинали блестеть. Далее изделие окунали в раствор жидкой глины, на него клали слой ангоба. Это первая версия глазури, цветное покрытие керамики. Когда поверхность была готова, ее покрывали росписью. Это мог быть геометрический или растительный орнамент, изображения растений или животных. Если цвет как декоративный элемент не применялся, рисунок наносился гравировкой; штамповкой различными формами – косточками растений, листьями; лепкой. Такие элементы выглядели в виде косичек, полосок, фигур людей и животных.

В эпоху Шан-Инь (II тысячелетие до н.э.) на сцену впервые выходит знаменитый китайский фарфор. Специалисты именуют его юаньши-цы (原始瓷) или протофарфор. В среднем и нижнем течении реки Хуанхэ работали мастерские, которые уже не сушили, а обжигали изделия при температуре 1050–1150°C. Такие же ремесленные мастерские работали в долине реки Янцзы и в районе гор Тяньтайшань.

История керамического искусства насчитывает многие тысячелетия, но технологии и процессы не меняются. И сегодня глин как полезное ископаемое, добывают из земли, очищают, сушат, моют, добавляют в нее различные ингредиенты, создают изделия, покрывают глазурью, расписывают и обжигают в муфельных печах при огромной температуре.

Керамика – Тао и Фарфор-Цы

                Каолинат или минеральное вещество, образованное из алюминия и пород, содержащих кремний, в ходе геологических процессов, входит в состав обоих видов посуды, и керамики, и фарфора. Название каолинат чисто китайское, то подчеркивает происхождение фарфора, оно возникло от топонима Гаолин (高陵, Высокие холмы), это невысокие горы на стыке провинций Хэнань и Хэбэй. Китайский язык, называя любой сорт керамики, в состав которого входит каолин, будет использовать иероглиф цы 瓷. Но несмотря на сходство названий, сорта керамики отличаются, в Поднебесной империи и множество.

Классификация может производиться по критерию структуры, тонкие или мелкозернистые, стекловидные, и крупнозернистые. Тонкая керамика знакома многим, это фарфор, фаянс, майолика, каменная керамика. Для фарфора характерен тонкий, полупрозрачный черепок, его невозможно поцарапать ножом, он звенит при прикосновении и не впитывает воду. Остальные три вида тонкой керамики пористы, впитывают воду, их можно поцарапать. Для фарфора глина тщательно очищается, поэтому он всегда белый. Фаянс или майолика окажутся на изломе сероватого, зеленоватого или кремового цвета.

Фарфор также имеет классификацию, его делают твердым и мягким. В состав твердого входит 47—66 % каолина, 25 % кварца и 25 % полевого шпата. В мягком фарфоре количество кварца повышается до 45%. В остальных типах керамики содержание компонентов не принципиально, к ним добавляется мел и иные ингредиенты. Керамика обжигается при 1050°C -1250°C, фарфор требует температуры обжига 1300°C. Именно при этой температуре происходит изменение сути каолина, и он превращается в стекловидное вещество. При производстве твердого фарфора температуру следует поднимать до 1400 °C до 1460 °C.

Каолиновые породы залегают в Южных и Юго-Восточных региона КНР. Для минерала характерен пластовый тип залегания и пласты мог иметь разные характеристики. Именно здесь создавались многие школы китайской керамики. Центром каждого производства, имеющего собственный уникальный стиль, была большая печь.

Печь-ЯО

Первые печи создавались в виде вертикальных объектов, камера для обжига размещалась над топкой. Труб не было, дым и газы уходили через вертикальные отверстия в крыше. Чуть позже, в период Воюющих Царств (V-III вв. до н.э), конструкция изменилась, камеру начали размещать сбоку от топки. Температура в них была равномернее, в большую топку посуда ставилась в несколько рядов. Печь носила название Маньтоу, в ней создавались знаменитые фарфоровые изделия Дин-яо, Цзюнь-яо, Жу-яо. Печи этого типа работают до сих пор.

Новый технологический прорыв произошел в эпоху Пяти Царств, на сцену вышли печи Даньсин. Они имели овальную форму, выглядели как водящий тоннель. Топку размещали в углублении в земле в основе такой башни. Объем камеры для обжига достигал 150-200 м3, топили печи сосновыми дровами. В период династии Син появилась Лун Яо, Драконья Печь, ее тоннель достигал 15 м и впервые был применен закрытый, муфельный тип обжига.

            Обжиг был длительным процессом, нагрев и остывание продолжалось несколько дней, в работе участвовали десятки людей. Искусный гончар должен был уметь управлять огнем, любые недочеты, неравномерный прогрев, ошибка в температурном режиме приводит к гибели всей партии керамики. И сегодня древние династии гончаров обжигают изделия в Драконьи печах.

Глазурованный фарфор Ю-ЦЫ 釉瓷

Ю-цы – технология, при которой фарфор покрывают в несколько слоев прозрачной глазурью. После нанесения слоя изделие обжигается, по завершении обжига расписывается. Цвет изделия зависит от металла, содержащегося в глазури, она может быть зеленой от меди или голубой от кобальта.

Глазурованный фарфор ЦИН-ЦЫ 青瓷

В Европе этот фарфор получил название селадона. Он создавался в эпоху династии Сун. Нежный зеленый оттенок глазури получался за счет добавления окиси железа. Фарфор и глазурь остывают неравномерно, и сосуд покрывается сетью тончайших трещинок, поэтично называемых «крыльями стрекозы». Производили фарфор, используемый при императорском дворе или предназначенный в дар послам зарубежных держав, в провинциях Цзюнь Яо 钧窑, Жу Яо汝窑, Гуань Яо官窑, Гэ Яо哥窑, Дин Яо定窑.

Фарфор ЧАЙ, .

В эпоху Пяти династий в моду вошел фарфор, производимый к югу от Синьчжэна. Отвечающий за производство Чай Жун, 柴荣, приемный сын последнего правителя династии, о качестве керамики говорил, что императорский фарфор должен быть «Как небо после дождя» (雨过天晴).  Идеальная форма фарфора не дошла до потомков, войны привели к тому, что ни одна чаша не сохранилась, о красоте изделий известно из литературы. И только восьмой император новой династии, Сун, Хуэйцзун, смог возродить голубой фарфор Чай.

Жу-Яо 汝窑

Еще один тип фарфора, созданный во времена Пяти Династий, просуществовал до эпохи Цин (1840-1911 гг.) Этот тип фарфора очень мягок, о нем писали поэты, что голубизной он подобен небу, гладок, как нефрит, покрыт узором тонким, как крыло цикады, сияет светом утренней звезды. Печи, в которых изделия Жу обжигались на заре становления, были уничтожены и все последующие версии не могли повторить красоту предыдущих.

 Гуань-яо, 官窑.

Эта печь была уничтожена в результате захвата Китая монголами. Голубые, зеленые, фиолетовые изделия в качестве отличительной черты имели тонкий обод у горла, называемый «коричневый рот». Несколько изделий сохранились в музеях Китая.

Цзюнь-яо, 钧窑

Эта печь отличалась яркими многоцветными глазурированными изделиями, переливами красны, голубых, фиолетовых оттенков. Посуда ожигалась при температуре 1380°С, 70% браковалось. Фарфор популярен в среде коллекционеров.

Дин-яо, 定窑.

Любители белого тонкостенного фарфора оценят изделия Дин-яо. Простота форм подчеркивалась гравировкой в виде морских волн, рыб, цветов, детей в игре. Иногда применялась тонкая золотая или серебряная каемка.

Печи Лунцюань, 龍泉.

Из этих печей в эпоху Сун выходили изделия голубого или  зеленого цвета, здесь обжигалась знаменитая «изумрудная слива». До современности дошло около 1300предметов, осевших в музеях.

Глазурованный фарфор ХЭЙ-ЦЫ 黑瓷

Он вошел в моду в период чайных турниров, именно в изделия из черного фарфора было удобно взбивать чай в пену. Особенно ценились черные чаши с узором из потеков огненных оттенков.

Фарфор Цзиндэчжэнь, 景德

Изделия производились в эпоху Цзиндэ (1004 – 1007 гг.) при императоре Чжэнь-цзун исключительно для нужд императорского двора. Белый фарфор украшался тончайшими голубыми рисунками. Один из его видов Линлун, 玲珑瓷 декорировался прорезями, производя ощущение абсолютной легкости.

Хотите о чем-то спросить? Оставьте комментарий и мы ответим!

Пока комментариев нет. Будьте первым!