Телефон:
Почта: manager@chinti.ru
Whatsapp: 89627558224
Зарождение японской чайной традиции, так же как и китайской, связано с буддизмом, который в VII в. Н. э. массово проповедовался в азиатском регионе. Отличаясь от Поднебесной культурными особенностями, страна Восходящего солнца придала чаепитию статус уникального национального обычая.
В истории Японии чай впервые упоминается хрониками, написанными в 710–794 годах новой эры. Согласно приданию, первое общее чаепитие произошло в 729 году во дворце в Наре. Его инициатором стал император Сёму, компанию которому составили китайские монахи, созванные правителем для совместного чтения сутр. После этого события практически каждая провинция страны Восходящего солнца обзавелась собственным храмом или монастырем. Распространяя учения буддизма, монахи знакомили население с чаем.
Долгое время в Японии чай оставался предметом китайского импорта. Годом рождения японского чая можно считать 805-й, году в монастыре Энряку-дзи, расположенном в предместьях Киото, был разбит первый чайный сад. Спустя 5 лет императором Сага был издан указ о повсеместном выращивании чайного куста в провинциях Хэйана и доставке готовой продукции ко двору.
Дальнейшему развитию чайной традиции посодействовал монах Эйсай, привезший из Китая новую религиозную практику и семена чайных растений. В 1214 году основателем монастыря Сёкуфудзи был написан трактат «Записки о питии чая для питания жизни», где были систематизированы китайские знания о чудо-напитке с последующими собственными выводами.
Следующим а развитии японского чайного дела стал один из учеников Эйсая – монах Мёэ, получивший в подарок от учителя 5 семян чая, проращивание которых положило начало эталонному виду хонтя (мото-но тя), что в переводе означало – истинный чай. Мёэ выделил основные достоинства чая, где наравне с религией упоминалось его благотворное влияние на здоровье.
Прародителем классической японской чайной церемонии можно назвать монаха Догэна, который в 1247 году в «Чистых заповедях монастыря Эйхэй» определил чай как подношение Высшему божеству и сделал чаепитие подготовительным этапом к чтению сутр.
Окончательное формирование культуры производства и употребления чая произошло в период Камакура (XIII–XIV века). Полученная из растертых пропаренных листьев масса запекалась в брикеты. Для приготовления напитка они размалывались до состояния мельчайшего порошка, который после просеивания заливался кипятком и взбивался с получением пены. Такая технология сохраняется в Японии сегодня.
Наиболее ценные сорта чая выращивались в провинциях Ямасиро, Иваи, Окунояма, Асахи. Продукция из Мори и Кавасито предназначалась императорскому дворцу.
На чайную культуру страны Восходящего солнца значительно повлияли кровавые междуусобицы. Отдыхая от сражений, войны развлекались, доказывая свое превосходство в игровых конкурсах (моновасэ). В этот период широкое распространение получили «чайные состязания» (доу-ча). От участников требовалось на вкус определить воду и сорт чая, используемых для приготовления напитка.
Вскоре чайные состязания приравнялись к элитным азартным играм, где победитель награждался ценными призами: инкрустированным золотом мечом, дорогим кимоно, благовониями и пр. Для проведения соревнований в замках отводились специальные места. Действо сопровождалось обильными угощениями и любованием природными видами.
Одновременно с состязаниями в Японии стали проводиться чайные собрания (тякай). Простые горожане совмещали питье чая с употреблением сакэ. Этот обычай появился благодаря буддийским монахам, которые организовывали общественную трапезу (сюхантя) в религиозных целях.
До XV века дом японского обывателя состоял исключительно из спален. С распространением буддизма в жилищах японцев появились отдельные уголки для совершения религиозных обрядов (ниши-токонома). Здесь концентрировалась литература и предметы искусства, сюда же была перенесена чайная церемония, получившая наименование «чаепитие в гостиной».
В создании ритуала значительная роль отводится советникам сёгуна Ёсимаса. Для чаепития отводилось специальное помещение (кайсё), занимавшее по площади порядка 20 м². Обряд проводился в спокойной беседе. При вдыхании благовоний и обозрении предметов искусства, заполнявших ниши-токонома.
Хотя чайная традиция пришла в Японию из Китая, со временем она преобразовалась в совершенно самостоятельное направление.
В становлении классической японской чайной церемонии сыграли роль многие известные в стране Восходящего солнца личности.
Благодаря Мурату Дзюко (Сюко) чайный ритуал обзавелся духовным наполнением. Согласно его учению, чаепитие способствовало очищению ума и сердца. Сяко считается основателем Тядо, что в переводе означает «Путь Чая». Чайная церемония по Мурату Дзюко раскрывала внутренний мир человека, показывала его сущность.
Для проведения ритуала Сюко пользовался небольшим помещением 3 на 3 метра. По утверждению основателя, теснота способствует покою и отрешенности. Особенностью церемонии стало большое количество цветов. В процессе действа не рекомендовалось чем-то привлекать к себе внимание. Гармония, уважение, чистота и покой – основные постулаты японского чаепития, дошедшие до наших дней.
Благодаря Сюко район Симогё, где проживал философ, стал центром столичной чайной индустрии. После смерти Мурата ритуал утратил духовную составляющую и равенство. Теперь участники различались по положению на иерархической лестнице. Самураям предписывались разговоры об охоте и оружие. Монахи вели беседы о погоде и временах года. Перед церемонией требовалось уделить внимание ассортименту ниши-токонома, который в обязательном порядке включал картину и цветочную вазу, в которую гость должен был добавить наиболее красивый цветок.
Чайной церемонии посвящен трактат «Рассуждение о сакэ и чае» («Сютярон»), который в 1576 написал настоятель храма Мёсиндзи Рансюку. В произведении, созданном в форме диалога, обсуждаются свойства вина и чая. По предположению автора, и то и другое позволяет позабыть о бедах. Сакэ опьяняет, облегчает потерю. Чай возвращает трезвость и покой. Сочетание двух напитков дает потрясающие результаты.
Еще одной знаменательной личностью, повлиявшей на формирование традиции японского чаепития, является монах Такэно Дзёо, живший в первой половине XV века. Будучи литератором и поэтом, мастер прировнял чайную церемонию со стихотворной цепочкой, где каждый участник дополняет другого. Процесс подразумевает отказ от индивидуальности и полное слияние с коллективом.
В XV–XVII веках в Японии особое место отводилось кодексу Бусидо. «Путь война» определял поведение самурая в период боевых действий и мирное время. В наиболее известных канонах тех лет, представленных «Напутствием вступающего на Путь война» и «Сокрытое в листве, написанных Дайододзи Юдзана и Ямамото Цунэтомо, знание чайной церемонии для самурая приравнивается к владению мечом и другим не менее важным дисциплинам. Для воинского сословия чаепитие было развлечением с соблюдением обязательных устоев.
Согласно наставлениям мастеров, комнаты для чаепития не должны блистать шиком и богатством. Обстановка и убранство ни в коем случае не должны принизить чувство достоинства гостя. Сдержанность и простота в интерьере объединяла высоких начальников и рядовых воинов, подчинявшихся кодексу чести самурая.
В XVI веке в японском портовом городе Сакаи в обиход вошло словосочетание «человек чая» (тядзин). Понятие относилось к высоконравственным, культурным личностям. Чайное производство и церемонии покинули монастыри и феодальные замки и стали доступны рядовым обывателям.
Для проведения чаепития богатые горожане пристраивали к дому тясицу – домик, соединяющий основное здание и внутренний сад. Церемонию предваряло двойное приглашение в письменном виде. Первое извещало о предстоящем ритуале, а второе несло информацию о дате и времени действа.
В обязанности хозяина входила личная встреча гостя, которая происходила у входа в чайный домик. Здесь пришедший освобождался от оружия и веера, который в некоторых случаях эффективно использовался для нападения и обороны. После осмотра и обязательного касания достопримечательностей токонома гость угощался легкими закусками и сакэ. Трапеза сопровождалась хвалебными речами.
Перекусив, гость мыл руки и отдыхал в саду, а хозяин занимался приготовлением чайной утвари и напитков. Первым готовился «густой чай» (кой-тя), за ним следовал «тонкий чай» (усу-тя). Употребление кой-тя проходило в полной тишине. Беседа начиналась после подачи «тонкого чая». Как правило, тема разговора задавалась оформлением чайной утвари. Если он не получал одобрения, обсуждению подвергалась погода, цветы и другие нейтральные объекты.
Ведение беседы – одна из обязательных особенностей квалифицированного чайного мастера. На эту науку отводится не менее 2-х лет.
По возвращению домой, гость письменно благодарил хозяина, упоминая достоинства каждого из предоставленных ему блюд.
К концу XVI века чайная церемония стала использоваться в политических целях, что по-японски получило наименование тя-но-ю сэйдо. В отличие от классики, ритуал демонстрировал богатство и положение в обществе. Практически все международные переговоры сопровождались чаепитиями. Чайные мастера приобрели статус посредников (садо). Наиболее известными из них стал Сэн Рикю, прославившийся богатейшей коллекцией редкой чайной утвари и тонкой дипломатией. Мастер возродил традиции, вернул ритуалу равенство, исключающее разделение участников по сословиям. Имя Сэн Рикю связано с понятием родзи («росистая земля»), что подразумевает очищение души от недостатков окружающего мира.
Сэн Рикю имел множество последователей и учеников, ставших основателями известнейших в японских чайных школ и новых стилей.
Пока комментариев нет. Будьте первым!